Фрагмент для ознакомления
2
потребностями: еда, сон, испражнения. Потеря аппетита или приступы «жора», нарушенный сон, энкопрез и энурез – на все эти проблемы стоит обратить внимание и разобраться в причинах их появления.
Рассмотрим причины школьной дезадаптации: семья, школа и физиология.
Структура учебного процесса рассчитана на активного ребенка, который признает авторитет учителя. А такие дети «получаются» только в том случае, если они здоровы, и растут в благополучной семье. Способность учиться начинает формироваться еще в первый год жизни и тесно связана с детской привязанностью к родителями [11, с. 58].
Грубо говоря, близкие и глубокие отношения со значимым взрослым позволяет ребенку без проблем учиться в любом возрасте и признавать авторитет «вожака». Такие дети не тратят все свое время на то, чтобы добиться внимания от старших, а получив достаточное количество любви и заботы, могут сконцентрироваться на познании этого мира.
Поэтому, когда речь идет о каких-либо проблемах с обучением, стоит всегда обратить внимание на то, что происходит в семье ребенка. Даже подростки, основные интересы которых связаны с общением со сверстниками, прилетают домой на «дозаправку», чтобы потом опять убежать по своим делам, что уж говорить о младшей школе.
Если ребенок сталкивается с растерянными родителями, которые не знают, как учить, чему учить, помогать или нет, орать, или молчать, не имеют личной точки зрения по поводу учебы в школе, то это провоцирует в нем тревогу [10, с. 92].
Тревога нарушает запуск психологического следования, то есть возможности «идти» за кем-то, учиться у кого-то, слушать и понимать. А для процесса образования это один из важнейших навыков, который должен помочь сформировать авторитет учителя. Если родители не знают, как и у кого должен учиться их ребенок, не контактируют с учителем, то и школьник не понимает, можно и нужно ли включаться в процесс обучения. При здоровой обстановке в семье у ребенка формируется авторитет учителя, который в первые годы обучения в школе может быть даже выше родительского.
Вообще повлиять на процесс школьной адаптации могут любые внутрисемейные неурядицы или нестандартные ситуации в доме. Если вы заметили у ребенка признаки дезадаптации, то попробуйте в первую очередь разобраться, нет ли в семье скрытых конфликтов, не болеет ли кто-то из родственников, не обсуждаете ли вы при ребенке сложные финансовые обстоятельства [7, с. 107].
Сильнее всего детей травмируют ситуации, когда они не понимают происходящего, а объяснить, что же случилось, родитель не находит времени или сил. Все, что родители не сказали, они додумают и поверят в это.
Если мама не разговаривает с папой, значит, наверняка, это развод. Ребенок начинает переживать, замыкается в себе, теряет почву под ногами и желание вести любую социальную активность, тем более учиться. На школу просто не остается сил. Они потом найдутся, но уже в девиантном поведении, в качестве компенсации.
Есть еще ряд причин, которые приводят к нарушению способности адаптироваться в новой среде. Несомненно, к ним относится обстановка в классе или неподходящий «вожак».
Если учитель плох, адаптироваться к нему практически невозможно. Если в классе есть ребенок с психопатическими наклонностями, это также может служить причиной дезадаптации вашего ребенка.
Достаточно увидеть замученного одноклассником котенка для того, чтобы испытать глубокое душевное потрясение и приобрести стойкую неприязнь ко всему школьному обучению [9, с. 122].
Наконец, последняя группа - это дети с проблемами со здоровьем: любые нарушения работы нервной системы, травмы головного мозга не позволяют ребенку быстро адаптироваться в школе; без должного внимания педагогов и помощи родителей ребенок, никогда, не приспособится к окружающей школьной действительности.
Разберем технику первой помощи: учимся говорить и мотивировать.
Первый и самый важный совет для тех, кто обнаружил признаки дезадаптации связанные с семейными проблемами: разговаривайте с ребенком о его переживаниях, объясняйте в рамках допустимого, что происходит в доме. Так вы снизите уровень тревожности ребенка и освободите его силы для учебы. Если в семье все в порядке, нет поводов для беспокойства, то вам необходимо беседовать о том, что было в школе, как прошел день у ребенка, и всеми силами помогать ему идентифицировать себя с успешным школьником [12, с. 111].
Приведу простой пример. Когда мы говорим: «Сколько можно ошибаться в умножение на пять?» мы поощряем ту часть ребенка, которая говорит «Я всегда ошибаюсь в умножение на пять». Когда мы воодушевленно сообщаем: «У тебя все получится!» вместо того, чтобы вникнуть в проблему дробей, мы укрепляем позицию «У меня ничего не получается» [8, с. 61].
Разговор со школьником должен строиться на конкретных вещах: «Я вижу, теперь ты умеешь решать дроби!» – такая фраза будет достойной похвалой и подходящей формулировкой для поддержки образа успешного ученика.
Такой же принцип действует и в отношении друзей: «У тебя в гостях был Миша» – этот подход лучше поможет ребенку узнать самого себя, нежели радостные вопли: «Как здорово! А ты говорил, что с тобой никто не дружит!» или «Я же тебе говорила (говорил), что ты все сможешь!».
В любом случае, выстаивая общение с ребенком, который попал в ситуацию дезадаптации, стоит помнить, что процесс долго запускался и долго будет «распускаться». Более того, в некоторых случаях, ребенку, возможно, придется даже сменить школу, для того, чтобы расстаться с негативной ситуацией и начать адаптацию заново.
После того, как приняты первые меры и установлен контакт с ребенком, необходимо хорошенько разобраться в мотивации именно вашего чада к обучению. Мотивы, связанные с учебой, бывают разные: познавательные, социальные и личностные [7, с. 108].
Познавательные мотивы направлены на освоение знаний, методов получения информации, приобретение дополнительных навыков и умений и так далее. Таких детей достаточно много, ведь познание и исследование – одна из движущих сил нашего мозга. Вопрос всего лишь в том, нашли ли вы ту сферу, на которую направлены познавательные мотивы вашего ребенка. Если нет, то самое время этим озадачиться.
Социальные мотивы – это мотивы ответственности, понимания значимости учения. Проявляются они в подростковом возрасте и, из-за особенностей созревания мозга, «включаются» не сразу. Именно поэтому в младшей школе обучение удачнее всего идет через игру.
И, наконец, личностные мотивы – потребность ребенка в похвалах и признании.
Важно помочь ребенку разобраться чего от него ожидают в школе и как это можно реализовать: поощрять интересы ребенка, «страсть» к определенным предметам, замечать зародыши социальной ответственности, проговаривать успехи, хвалить. Быть рядом и помочь, если что-то будет не так [13, с. 41].
Таким образом, можно сделать вывод, что профилактика дезадаптации является важным методом борьбы с данным явлением. К сожалению, не все специалисты и родители понимают это. Взрослые и педагоги часто видят в признаках дезадаптации только простые «капризы» и ленность. В итоге коррекционная работа начинается поздно, когда признаки дезадаптация становятся яркими, а ребенок становится изгоем.
2.2. Профилактика дезадаптации при занятиях спортом
С началом учебной деятельности в жизни ребенка появляются большие изменения. На этом этапе его психика может испытывать нагрузку в связи с изменением образа жизни, новым требованиям со стороны родителей, учителей.
Поэтому здесь крайне важно наблюдать за общим состоянием школьника, помогать ему избегать трудностей в процессе адаптации к школьной среде.
Однозначного определения в науке школьная дезадаптация не имеет, потому как в каждой науке, будь то педагогика, психология и социальная педагогика, данный процесс изучается под определенным профессиональным углом.
Школьная дезадаптация – это нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Если обойти научную терминологию, то говоря другими словами, школьная дезадаптация есть ничто иное, как психосоматическое отклонение, мешающее ребенку приспосабливаться к школьной среде [14, с. 79].
Как утверждают психологи, у школьника, испытывающие трудности в адаптации, могут возникнуть проблемы в усвоении школьного материала, вследствие чего — низкая успеваемость, а также сложности в формировании социальных контактов как со сверстниками, так и с взрослыми.
Личностное развитие таких детей, как правило, затягивается, они бывают инфантильны, лживы, подвержены чужому влиянию, не слышат свое «Я». Чаще всего, с дезадаптацией сталкиваются младшие школьники, но в некоторых, и ученики старших классов [9, с. 126].
Как правило, дети с подобного рода проблемами в младшей школе выделяются из всего коллектива [10, с. 97]:
эмоциональной неустойчивостью;
частым отсутствием на школьных занятиях;
резким переходам от пассивности в активность;
частыми жалобами на плохое самочувствие;
отставанием от учебного курса.
Дети старшей школы, испытывающие затруднения в адаптации скорее склонны к [7, с. 111]:
— повышенной впечатлительности, резким выплескам эмоций;
— появлению агрессивности, конфликтов с окружающими;
— негативизму и протесту;
— проявлению характера через внешний вид;
— могут не отставать от учебного курса.
Разберем причины школьной дезадаптации.
Психологи, изучающие феномен дезадаптации, среди основных причин выделяют следующие [11, с. 60]:
сильное подавление родителями и учителями — гиперопека (боязнь неудач, чувство стыда, страх ошибиться);
расстройства, соматического характера (слабый иммунитет, заболевания внутренних органов, физическая усталость);
слабая подготовка к школе (отсутствие определенных знаний и навыков, слабая моторика);
слабо – сформированный фундамент некоторых психических функций, а также познавательных процессов (неадекватно высокая или низкая самооценка, невнимательность, слабая память);
специфично организованный учебный процесс (сложная программа, специальный уклон, быстрый темп).
Типы проявления школьной дезадаптации [13, с. 47-48].
1. Когнитивный – проявляется как общая неуспеваемость ученика. Может быть хроническая неуспеваемость, недостаточность навыков,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова А.Ю., Проводина М.А. Дезадаптация. Теории, классификации, виды. – Екатеринбург: Альтер эго, 2016. – 343 с.
2. Андреева С.О., Савельева М.И. Профилактика дезадаптации. Методы. Эфективность. – СПБ.: Березка, 2015. – 358 с.
3. Борисов Г.П., Сычева Ю.С. Дезадаптация во время занятий спортом. Особенности и профилактика. – Ярославль: Азимут, 2017. – 359 с.
4. Васильев Я.Н. Современные подходы к диагностике дезадаптации в школах и спортивных школах. – Мурманск: ИД Полярные зори, 2016. – 293 с.
5. Ефимов А.В., Тихонов А.А. Профилактика дезадаптации в спортивных секциях, кружках, школах. – Воронеж: Альянс, 2016. – 395 с.
6. Кравцова Е.К. Дезадаптация. Развитие методов и принципов диагностики. – Воронеж: Слава, 2016. – 417 с.
7. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Стратегии поиска и профилактики дезадаптации в ДОУ, СОШ, СДЮШОР в современной педагогической практике // Материалы научно-практической конференции «Педагогические проблемы современного общества». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–121
8. Малышева П.А., Григорьева Н.А. Проблемы и тенденции развития поиска, лечения и профилактики дезадаптации в СОШ и СДЮШОР на территории Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2015. – С. 59–72
9. Мануйлова С.В., Никольский Е.К., Граченко О.О. Обеспечение эффективного взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам обнаружения, коррекции и профилактики явлений дезадаптации у школьника// Педагогические исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2016. – С. 120–135
10. Масленникова М.А. Стратегия ориентации на школу и семью в вопросах поиска, обнаружения и профилактики явлений дезадаптации у школьников // Образовательные стратегии. – 2014. – № 11. – С. 90–107
11. Мирошникова С.С., Полежаева И.И. Психологические и педагогические аспекты изучения проблемы обнаружения и коррекции дезадаптации у школьников // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологических и педагогических особенностей преподавания в современных российских школах». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 56–70
12. Москалева А.А. Дезадаптация у школьника. Выявление. Коррекция. Профилактика. – Владикавказ: Южное издательство, 2014. – 390 с.
13. Москвина Ю.В., Малинина Н.С. Организация работы ДОУ, СОШ и СДЮШОР по взаимодействию с родителями школьников по проблеме дезадаптации школьника // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Педагогика. – Краснодар: Издательство КубФУ, 2015. – С. 40–52
14. Назарова Г.В., Чуркин И.М. Основные концепции работы ДОУ с школьниками из группы риска по проблеме дезадаптации // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы профилактики проблемы дезадаптации в СОШ и СДЮШОР». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2016. – С. 77–90